Меню сайта
Информация
|
Функциональная грамотностьРоссийская электронная школа вкладка Функциональная грамотность Курсы "Функциональная грамотность: развиваем в школе" на платформе "Яндекс учебник"
В Федеральном государственном образовательном стандарте (всех ступеней образования) прописана важность компетентностного подхода, а доминирующим компонентом организации образовательного процесса является практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Также предусматривается комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные и метапредметные). Именно поэтому важной частью образовательной деятельности является формирование и развитие функциональной грамотности у учащихся через активные методы работы на уроке. Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Несколько десятилетий функциональная грамотность изучается авторитетными международными организациями. В 1990 году под эгидой ЮНЕСКО проводился Международный год грамотности. Организация Объединенных Наций объявила на Генеральной Ассамблее о проведении Десятилетия грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг. Современная трактовка функциональной грамотности представлена в декларации «Десятилетие грамотности ООН». В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в проблемном поле компетентностного подхода, который начал активно разрабатываться в образовании в связи с переходом общества от образовательной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой образовательной парадигме «образование через всю жизнь». Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхода отражает сформированность умений действовать по принятым в обществе нормам, правилам, инструкциям, т. е. характеризуется способностью решать стандартные и нестандартные жизненные задачи, связанные с реализацией социальных функций человека. Компонентами функциональной грамотности являются: ü интегративные (читательская грамотность, коммуникативная грамотность, информационная грамотность, социальная грамотность, глобальные компетенции) ü предметные (языковая грамотность, литературная грамотность, математическая грамотность, экологическая грамотность, экономическая грамотность, правовая грамотность, бытовая грамотность, финансовая грамотность, грамотность здорового образа жизни, общекультурная грамотность, грамотность в овладении иностранными языками). Информационная грамотность — это набор умений и навыков, позволяющий запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией. Овладение информационной грамотностью характеризуется: · умением выявить информационные потребности; · умением подбирать средства для эффективного поиска информации и осуществлять поисковые действия; · умением анализировать, перерабатывать и использовать информацию. Информационная грамотность — одна из важнейших составляющих умения учиться. Коммуникативная грамотность - сложное интегративное образование, которое включает: · способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной, жизненной ситуации и культуры речевого общения; · готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.; · потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию. Социальная грамотность включает: · готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе экстремальным; · способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие; · совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; · наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебнопрактических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность включает: · понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания); · использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества). Глобальная компетентность - это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству. Овладения данной функциональной грамотностью выражается в способности: · критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера; · осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; · вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Области исследования креативного мышления: область вербального выражения; область разрешения проблем; область художественного выражения. На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: 1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются следующие активные методы и формы: · технология педагогической мастерской; · учебные исследования; · проектная деятельность; · деловая игра; · театрализация; · кейсы, ролевые и деловые игры; · дискуссия; · моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий; · комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы представления информации, охватывающие все оцениваемые компетентности); · викторина. Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет Вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок.
|
Вход на сайт
Важные новости
Расписание звонков
1 урок – 8.30 – 9.10 2 урок – 9.20 – 10.00 3 урок – 10.10 – 10.50 4 урок – 11.10 – 11.50 5 урок – 12.10 – 12.50 6 урок - 13.00 – 13.40 7 урок - 13.50 - 14.30 Контакты
Поиск
Архив записей
Мини-чат
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |