Методические рекомендации по дистанционному обучению детей с ОВЗ в период с 6.04.20г ДО ОСОБОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ
Методические рекомендации по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ, разработанные Институтом коррекционной педагогики РАО
Специалистам
Рекомендации для педагогов по организации динстационного обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
Особенности реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
Родителям
Особенности организации дистанционной работы детей с ЗПР
Рекомендации родителям по организации развивающих занятий
Рекомендации по организации домашнего режима в условиях дистанционного обучения ребенка с РАС
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обученияребёнка с тяжелым нарушением речи
Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях организации в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования обучающихся, в том числе обучающихся на дому, по основным и адаптированным общеобразовательным программам, дополнительным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий минобразование Ростовской области информирует о размещении на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации методических рекомендаций по обеспечению дистанционного обучения, в том числе Методических рекомендаций по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО, и направляет следующие рекомендации:
для специалистов:
Рекомендации для педагогов по организации дистационного обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями);
Памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
Особенности реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме;
для родителей:
Особенности организации дистанционной работы детей с ЗПР;
Рекомендации родителям по организации развивающих занятий;
Рекомендации по организации домашнего режима в условиях дистанционного обучения ребенка с РАС;
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка с тяжелым нарушением речи;
Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2).
Минобразование Ростовской области информирует, что для научно-методического сопровождения и организации обучения с использованием дистанционных технологий на официальном сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» в разделе «Мероприятия» создана специальная вкладка «Дистанционное обучение» (https://ikp-rao.ru/o-distancionnom-formate-obucheniya-v-usloviyah-covid-19/# ), которая в ближайшее время будет наполняться методическими разработками.
В настоящее время по ссылке https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ доступны следующие методические материалы для родителей:
Методические материалы для родителей детей с ЗПР по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения;
Методические материалы для родителей детей с РАС по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения;
Методические материалы для родителей детей с ТНР по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения;
Методические материалы для родителей детей с НОДА по организации развивающих занятий с ребенком в условиях дистанционной формы обучения;
Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ «Конструирование из кубиков»;
Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ «Мир сюжетной игры»;
Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ «Играем с мозайкой»;
Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ «Азы рисования»;
Методические рекомендации по развитию и воспитанию детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ «Коллажные картины»;
Роль родителей в организации дистанционного обучения ребенка с нарушением речи;
Учебно-методическое пособие с видеосюжетами «Использование речевой ритмики в обучении произношению дошкольников с нарушенным слухом» авторы Н.Д. Шматко и О.О. Новикова.
Условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в МБОУ Чекаловской ООШ
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
-
В качестве цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Чекаловской ООШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В Уставе школы прописаны условия обучения инвалидов и детей с ОВЗ:
Школа создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Для осуществления образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в Школе создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Ростовской области, Морозовского района, Школы.
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Школы.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами:
школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Нормативные документы
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
Письмо Минобрнауки России от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций»
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство принципиально новое для нашего общества понятие: инклюзивное образование.
Что такое инклюзивное образование?
Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так:
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Это законодательно закрепляет право каждого ребенка получать образование с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Учет разнообразия потребностей обучающихся определяет новую характеристику современного образования. Особые потребности возникают вследствие различных ограничений. Иногда это ограничения социальные, психологические, интеллектуальные, физические.
Кто относится к группе учащихся с ОВЗ?
Статья 2 пункт 16 Закона определяет, кого сегодня необходимо официально относить к группе обучающихся с ОВЗ и как определяется данный статус:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статус обучающегося с ОВЗ определяется психолого-медико-педагогической комиссией, и ею разрабатываются рекомендации по созданию специальных условий получения образования. (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1085.)
В наших школах учится много детей с нарушением в здоровье. Статус ≪обучающегося с ОВЗ≫ дается только тому ребенку, который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности.
Статус необходим для того, чтобы было направлено финансирование на реализацию образовательной услуги. В отдельных регионах Российской Федерации вопрос дополнительного финансирования решен. В других регионах финансовая поддержка направлена на образование ребенка с инвалидностью.
Какова ответственность образовательных организаций в обеспечении охраны здоровья учащихся?
Статьи 41 и 42 определяют ответственность различных образовательных организаций в обеспечении охраны здоровья учащихся. Обеспечение охраны здоровья обучающихся, в
соответствии со статьей 41 Закона, входит в круг обязанностей образовательных организаций.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в соответствии со статьей 42 Закона закреплена в т. ч. за центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Это обязывает ПМСС-центры взаимодействовать с образовательными организациями по вопросу реализации образовательных программ, оказывая детям, испытывающим трудности в обучении, психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, не только на базе центра, но и в условиях образовательной организации.
Какие обязанности будут у педагогов в отношении учащихся с ОВЗ?
Статья 48 часть 1, пункт 6 закрепляет новые обязанности педагогов в отношении учащихся с ОВЗ. Обязанностью и ответственностью педагогических работников является необходимость
... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Эта статья убедительно доказывает, что именно педагог обязан учесть состояние здоровья ученика, создать необходимые условия на уроке, привлечь дополнительных специалистов к организации поддержки ученика в школе. Принцип профессионального взаимодействия – один из главных принципов инклюзивного образования.
Какие возможности образования есть у детей с ОВЗ?
Инклюзивное образование – это приоритетное направление развития образования для школ. Но это не значит, что оно должно стать единственной возможностью для детей с ОВЗ. Сохраняются условия специального образования в отдельных школах, возможность обучать ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях специального класса массовой школы.
Инклюзия – обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе массовой школы – это выбор родителей и рекомендация ПМПК.
Право учащихся с ОВЗ и их родителей выбирать форму образования определяется статьей 79 Закона, а именно:
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Уважаемые родители и педагоги!
Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, созданного Министерством образования и науки Российской федерации в 2016 году на базе Московского государственного психолого-педагогического университета осуществляется подготовка и обучение специалистов работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в формате вебинаров, семинаров, конференций, стажировок, а также консультативная поддержка родителям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра и педагогам, в том числе в режиме он-лайн.
Подробная информация о деятельности Федерального ресурсного центра размещена на официальном сайте http://autism-frc.ru.
Перечень программ, предлагаемых для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе с элементами дистанционного обучения, в профессиональных образовательных организациях: Приложение 1, Приложение 2