Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ Чекаловской ООШ реализуется долгосрочная целевая государственная программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены учебниками, художественной и справочной литературой в 100% объеме.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется приспособленное помещение для проведения уроков, игр и физической подготовки обучающихся. На территории школы имеется спортплощадка, на котором также проходят уроки физической культуры, спортивные игры и соревнования.
Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные приложения к учебникам, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Спортивное оборудование
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
На входе в школу имеются расширенные дверные проемы.
Специальные условия питания
Питание детей осуществляется в школьном буфете. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы. Организация питания осуществляется организацией общественного питания на основании договора на оказание услуг по организации горячего питания с ООО "ЕвроТрейд". В школе создана комиссия по контролю над организацией и качеством питания обучающихся.
Организация питания обучающихся осуществляется в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиями. Расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти, органами местного самоуправления.
С 01.09.2020 года обучающиеся 1-4 классов получают бесплатное питание(горячие обеды).
Организовано бесплатное питание для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание осуществляется МБУЗ «Центральная районная больница» муниципального образования Морозовский район в лице фельдшера ФАП х.Чекалов на основании двустороннего договора о порядке медицинского обслуживания учащихся.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
· электронной почтой;
· выходом в Интернет;
· разработан и действует школьный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для всех участников образовательного процесса, в том числе и для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Скорость подключения 50 Мб/с.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Это официальные сайты Министерства образования и науки, Федеральный портал "Российское образование", "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" и др. На каждом ресурсе имеется версия для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные приложения к учебникам, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Спортивное оборудование
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития нет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития нет.
Условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в МБОУ Чекаловской ООШ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Организационное обеспечение
Правовое обеспечение
Организация обучения и воспитания учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ Чекаловская ООШ осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами в сфере образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, Уставом и локальными актами ОО:
Федеральный уровень
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)специалистов Городской методический центр Департамента образования города Москвы (ГБОУ ГМЦ ДОгМ):
Реестр примерных адаптированных основных образовательных программ:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/metodicheskie-materialy.html
Региональный уровень
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru/activity/education_new/special_education/regulatory_framework_special_way/
Локальные акты образовательной организации
- Адаптированная модель инклюзивного образования в МБОУ Чекаловская ООШ.
- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры.
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБОУ Чекаловской ООШ
-Положение об индивидуальном обучении на дому.
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
- Договор с родителями.
- Адаптированные рабочие программы учебных предметов.
- План занятий лектория по основам детской психологии и педагогики для родителей обучающихся 1-9 классов.
Организация питания и медицинского сопровождения
Направления работы:
-
Плановые медицинские осмотры.
-
Контроль за организацией питания, гигиеническими условиями организации учебной деятельности, соблюдение противоэпидемического режима.
-
Профилактика травматизма, оказание первой медицинской помощи при травмах, учёт и анализ травматизма в школе.
-
Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости.
-
Профилактическая и просветительская работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни.
-
Организация питания в школьной столовой.
-
Реализация программы курса по формированию культуры здорового питания.
-
Информационно-просветительская работа по рациональному питанию.
Медицинское сопровождение образовательного процесса осуществляется медицинским работником ФАПа х.Чекалов в тесном контакте с врачами МБУЗ ЦРБ Морозовского района.
В школе созданы условия для организации горячего питания учащихся. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования как в обеденном зале, так и на пищеблоке. Работники столовой регулярно проходят медицинские осмотры. За качеством питания школьников ведется контроль со стороны Управляющего Совета.
Информационное обеспечение
Информационно-образовательная среда МБОУ Чекаловской ООШ обеспечивает доступ детям с ограниченными возможностями здоровья, родителям (законным представителям), педагогам к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, которые содержат наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы.
Информационная открытость школы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей осуществляется через официальный сайт школы (с версией для слабовидящих).
Предоставляется государственная услуга «Электронное зачисление в образовательную организацию» и государственная услуга «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».
Материально-техническое обеспечение
В школе функционируют кабинеты информатики, технологии, химии, истории, русского языка, начальных классов, физики, математики, библиотека, буфет, спортивная площадка, актовый зал.
Каждый учебный кабинет оснащён компьютерным и проекционным оборудованием. Пять учебных кабинетов оснащены интерактивными комплексами.
Создание универсальной безбарьерной среды в ОО
С 2018 года МБОУ Чекаловская ООШ реализует государственную социальную программу Российской Федерации «Доступная среда», что позволяет лицам с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам обучаться в нашем учебном заведении.
Кадровое обеспечение
С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами основной образовательной программы начального общего и основного общего, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание МБОУ Чекаловская ООШ введены ставки педагогических работников - педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед. Уровень квалификации педагогических работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих кадров в области инклюзивного образования
№ |
Ф.И.О. педагога |
Год прохождения курсов |
Тема курсовой переподготовки |
Где выдан |
1 |
Гнутова Н.В. директор |
2020 г. |
"Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"72 часа |
ООО Центр консалтинга и развития образования "Стандарт" |
2 |
Самохина Н.В. (педагог-организатор, учитель) |
2020 г. |
"Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ" 73 часа |
ООО "Центр инновационного образования и воспитания" |
3 |
Гнутова Н.В. (педагог-психолог) |
2020 г. |
"Педагогическое образование. Педагог-психолог" |
ООО"Центр профессионального образования "Развитие" |
Запланирована курсовая переподготовка других специалистов по теме «Доступная среда».
Психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение
Образовательная деятельность детей с ОВЗ осуществляется на основании рекомендаций ПМПК.
Реализация адаптированных образовательных программ основного общего образования для учащихся с ОВЗ осуществляется по индивидуальному учебному плану на дому.
С 2020-2021 учебного года реализуется ФГОС 0ОО для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с которым разработана АОП ООО для обучающихся с ОВЗ (вариант 1).
Обучение осуществляется по учебникам для общеобразовательных школ согласно приказу Минобрнауки России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Все учителя используют принципы индивидуального подхода, развивающего обучения и наглядности.
Психолого-педагогическое сопровождение
Образовательную деятельность детей ОВЗ и детей-инвалидов сопровождает социально-психологическая служба, в основе работы которой лежит социальная адаптация и концепция равных возможностей для всех учащихся.
Направления работы педагога-психолога:
-
Психологическое просвещение.
-
Психологическая диагностика.
-
Консультативная деятельность.
-
Психологическая коррекция.
-
Психологическая профилактика.
Направления работы социального педагога:
-
Консультирование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих трудности в адаптации.
-
Формирование банка данных различных категорий обучающихся, требующих социально - педагогической и психологической помощи.
-
Социально – психологические индивидуальные беседы с детьми.
-
Индивидуальное консультирование родителей по предупреждению правонарушений.
-
Работа по реализации прав и законных интересов детей с ОВЗ, детей-инвалидов.