О проведении тематического года, посвященного учителям и наставникам, рассказали школьникам 6 марта на очередном занятии из цикла «Разговоры о важном».
Учителя предложили ребятам 1 - 4 классов задания, которые познакомили их с особенностями воспитательной деятельности в семье, в детском саду, в начальной школе. Во время беседы, основанной на интерактивном материале, уточнили понимание детьми значения труда учителя-наставника для развития каждого школьника.
Учащиеся прочитали потешки, ответили на вопросы, зачем родители играют с малышами, какие игры есть в их семье. В другом задании, рассматривая фотографии, ребята должны были ответить, чему учатся дети на данных снимках. Взрослые – в семье или в детском саду – развивают кругозор малышей, помогают им познавать окружающий мир. Педагог показывает, как рисовать красками, как лепить из глины и пластилина. Вместе с детьми разыгрывает спектакли кукольного театра и организует концерты для родителей.
Ребята узнали об особенностях обучения в Царскосельском лицее, где учился А. С. Пушкин, поработали с текстами К. Д. Ушинского, самостоятельно сконструировали высказывания-советы Константина Дмитриевича о том, как нужно учиться. В конце занятия школьники рассказали о своих впечатлениях от прослушанного и увиденного.
Школьники 5 - 7 классов посмотрели видеоролик и отметили качества учителя, педагога, наставника. Ребята узнали о вкладе К. Д. Ушинского в развитие педагогики, обсудили роль наставников в разных сферах жизни человека.
Константин Дмитриевич Ушинский хотел изменить учебный мир, и ему это удалось. Он заменил бездумное заучивание на настоящее преподавание и обучение, создал комфортную и свободную учебную атмосферу. Благодаря Ушинскому учитель стал человеком, который не наказывает, а направляет ученика и прививает ему любовь к знаниям. Константин Дмитриевич также повлиял на сокращение длительности урока и введение школьных каникул.
Ребята узнали, что символом Года педагога и наставника стал пеликан. Это символ милосердия, самопожертвования и родительской любви. Эта птица, кормящая своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана.
В начале занятия ребята 8 и 9 классов обсудили, почему учителю недостаточно знать только свой предмет, почему важно, чтобы он был немного психологом, актером, художником, исследователем, экспериментатором. Учителя обратили их внимание на то, что наставник – это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.
Школьники также узнали о проектах, в которых они могут как попробовать себя в роли наставника, так и встретить своего наставника («Лига вожатых», «Россия – страна возможностей», Российское движение детей и молодежи «Движение Первых»», «Орлята России», «Навигаторы детства», Российское общество «Знание»).
Старшеклассникам напомнили о роли в истории великих русских педагогов: К.Д.Ушинском и А.С. Макаренко. Константин Дмитриевич Ушинский почти 150 лет назад создал удивительный учебник «Родное слово», написанный простым, понятным русским языком, и потому его до сих пор любят и читают в начальной школе. Его книги для детей, учителей и родителей выдержали десятки переизданий. Ребята посмотрели небольшой сюжет, посвященный Антону Семеновичу. В ролике прозвучали имена героев Великой Отечественной войны, чьи жизни могли сложиться иначе, если бы они не попали в коммуну Макаренко. Беспризорники и малолетние преступники в прошлом, они выросли и стали известными и уважаемыми людьми. Один из воспитанников Макаренко – Алексей Землянский – отмечал, что педагог создал место, где каждый чувствовал себя человеком. «Кредо Макаренко было максимально простым и ясным: хочешь жить здесь – работай, учись, будь честным, уважай весь коллектив». Антон Семенович воспитал более 3 тыс. детей с изломанными судьбами, и каждый нашел свою дорогу в жизни.
|